OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Home Проекты Ах, какие сорванцы...
Ах, какие сорванцы… PDF Печать E-mail
Индекс материала
Ах, какие сорванцы…
Приложение 1
Приложения 2-5
Все страницы

К вопросам воспитания трудных детей сейчас приковано особенное пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур», «Внимание: беспризорные дети» и т.д. но это в печати, в Интернете, на телевидении. А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием трудных детей и как это делать?

В результате нескольких лет работы, проб и ошибок, мы попыталась найти наиболее эффективные методы корректировки поведения ребят. Хотя надо понимать, что природа «нестандартного» поведения подростков различна и поэтому применять одинаковые методики ко всем детям не допустимо! В каждом конкретном случае к подростку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых с сочетании с требовательностью.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными становятся такие направления  работы которые  обеспечивают создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход способствует взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.

Данный проект создан  в соответствии с принцами государственной молодежной политики, учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу. Проект включает в себя  следующие приоритетным направлениям:

-вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

-развитие созидательной активности молодежи;

-интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К вопросам воспитания трудных детей сейчас приковано особенное пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур», «Внимание: беспризорные дети» и т.д. но это в печати,  в Интернете, на телевидении. А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием трудных детей и как это делать?

В результате нескольких лет работы, проб и ошибок, мы попыталась найти наиболее эффективные методы корректировки поведения ребят. Хотя надо понимать, что природа «нестандартного» поведения подростков различна и поэтому применять одинаковые методики ко всем детям не допустимо! В каждом конкретном случае к подростку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых с сочетании с требовательностью.

Нам хотелось бы остановиться на организации жизнедеятельности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Перед тем как начать реализовывать этот проект,  взрослый (руководитель ДМОО) должен задать себе вопрос: «А готов ли я круглосуточно посвятить себя работе с ребятами имеющими «нестандартное» поведение?» Готовы ли вы принимать индивидуальность ребенка? Готовы ли я не выдвигать своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребенок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим  ожиданиям. и самое главное готов ли я быть целиком рядом с ребенком потому что  Он - самый важный человек для меня  каждую  минуту?! Готовы ли  быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступать в качестве символического защитника и «адвоката»).

Цель проекта:

Вовлечение молодежи в социальную практику

Задачи:

  1. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
  2. Выстроить четкое  строение  системы мотивации для молодых людей в рамках управляемой модели молодежной политики.
  1. Проанализировать взаимоотношения между взрослыми, представляющими современные социальные институты и молодыми с точки зрения власти, особенностей социального контроля и зависимости от других групп и общностей, а также и от социальных институтов.

Сроки реализации проекта: 5 лет

План реализации проекта выражается в «шаговой» структуре.

Шаг 1. Изучение личности ребенка.

В течение определенного периода (неделя, 2-4) выясняем  круг общения ребенка, его интересы, слабые и сильные черты характера, места, которые ребенок любит посещать, хобби, просматриваются  его письменные работы в школе, рисунки, выясняются условия жизни в семье, этническая принадлежность семьи, обычаи и традиции в семье.

После чего руководитель определяет «место встречи».

Мы переходим ко второму шагу. Очень четко планируется «сценарий» встречи. Это может быть магазин, двор, парк, подъезд. После того, как мы встретились, моделируется ситуация «Помощи». Например, молодой человек часто ходит в магазин, где ему продают пиво и сигареты. Выходя из магазина он сталкивается с руководителем-педагогом. Педагог говорит о том, что ему надо срочно позвонить человеку, которому требуется помощь, а денег на счету нет.   Я очень волнуюсь я не могу справиться с автоматом. Не мог ли  молодой человек оказать помощь и положить деньги мне на счет? Т.е. педагог вынуждает ребенка проявить определенные личностные  качества. После чего,  обязательно надо сказать  о том, что без его участия и помощи мне бы ни за что не справится с этой проблемой, или мне трудно было бы обойтись без помощи. Таких ситуаций может быть много. Главная цель данного шага – дать понять подростку, что он все же кому-то нужен, подросток проявляет  лучшие качества личности, о которых он давно забыл или считает их использование не обязательным.

3 шаг – общение. Затем,  в школе руководитель  снова  «случайно» встречается с ребенком. Можно вспомнить о недавних событиях, определив новую тему для разговора (Зная, что ребенка больше всего интересует из области музыки, спорта, компьютерных игр и т.д.). Этот шаг может продолжаться несколько дней, главное не прекращать   наблюдения за подростком. При этом тема неуспеваемости или каких-то проблемных моментов не затрагивается.  После того, когда ребенок начинает общаться без замкнутого состояния или фарса, он снова ставится в состояние «Без тебя ни чего не получится». Например, мы посадили  цветы на территории школьного двора. У нас скоро концерт для ветеранов, а утром местные жители выкопали все цветы. Подростка можно пригласить поучаствовать. «В какое время ты смог бы сегодня подойти и помочь мне?», т.е.  не ставить жестко часы его прихода, а дать ему возможность определиться со временем самому. В процессе совместной работы завязываются новые темы для общения. На заключительном периоде первого этапа третьего шага ребенок может прийти сам и рассказать о том, что его волнует, или попросить помощи иногда совета в какой-то ситуации (здесь надо быть готовым  к разным ситуациям, т.к. ребенок может проверять вас на искренность).

2 этап третьего шага заключается в изоляции подростка от отрицательного воздействия на него прежнего негативного окружения на основе включения в общение с объединением подростков, для которых характерна ярко выраженная, общественная, ценностная деятельность.

В такой социально устойчивой группе подросток находит друзей, способных на него положительно влиять. Такие группы формируются из числа учащихся имеющие устойчивые жизненные ориентиры.

Успеха в работе добиваются только те педагоги, которые видят в общении  не «платье», которое надевают непосредственно перед вступлением в контакт с ребенком, а способ существования, основанный на следующих принципах.

  • Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно общаться.
  • Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребенка, а в смысле эмоциональной вовлеченности в нее.
  • Я целиком рядом с ребенком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.
  • Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребенок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
  • Я должна быть терпеливой: чем меньше ждешь результатов, тем быстрее они появятся.

Когда подросток вводится в группу, он принимает правила «игры». Причем поощряются те правила, которые может ввести подросток.

Мы переходим к 4 шагу.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ  СВОБОДНОГО ВЫБОРА ВИДОВ И СПОСОБА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подбираются сферы деятельности для ребенка, в которых он может реализовать свою демонстративность. Например, подойдут театральные занятия или участие в конкурсах КТД, Организация инструментальных групп для того, чтобы помочь подросткам самовыражаться. и т.д. Потому что ребенок с негативным самоопределением все время играет какую-то роль- вот и надо ему дать играть ее не в жизни, а на сцене. При  этом зачастую, нет необходимости специально заботится о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

В РЕЗУЛЬТАТЕ этого шага определяются сферы деятельности, в которых подросток может реализоваться      как личность.

5 шаг заключается в трансформации задач, стоящих перед педагогом в задачи и замыслы подростка. В этом случае используются различные приемы: вместе с ребенком вспоминаем проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизни. Как вы считаете, что должен предложить ребенку педагог, чтобы ребенок воспринял цель заданную педагогом – собственной целью.

Ребенок быстрее и осознанней воспримет цель и даже присвоит ее  себе, если то, что предлагает ребенку педагог

1. связано с его конкретной жизнью, с потребностью стать взрослым.

2. выражено серьезно, значимо, доверительно.

3. доступно и понятно, ярко и эмоционально.

В РЕЗУЛЬТАТЕ  педагог  вместе с ребенком определяются цели и задачи коррекционной работы

6 ШАГ –  комплекса социальных ролей  работая  как в группе так и индивидуально через тренинги и специальные занятия по социализации личности. Когда мы переходим к 6 шагу ребенку дается индивидуальный дневник, который состоит из нескольких разделов-папок. Ребенок шаг за шагом выполняет задания в папках, в конечном итоге подросток собирает достаточно материала, чтобы нарисовать свой  портрет «Образ Я». Каждый раздел состоит из 3-х частей:

1. общие задания – результаты специальных занятий

2. тренинги

3. социальный проект

ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Социальный проект.

С.П. Должен содержать следующую информацию:

1. Ф.И.О. автора

2.Возраст (дата рождения, др. информация, связанная с датой рождения)

3. Выявленные и проявленные способности, навыки и умения.

4. Личные увлечения

5. Описание промежуточных проектов (цели, ход, содержание, результаты, отзывы)

6. Достижения (благодарственные письма, грамоты и т.д.)

7. Фото, автобиография (по желанию)

8. Анализ личностного роста (чего  достиг, что изменилось в жизни, в учебе, во взаимоотношениях с окружающими, близкими людьми)

9. Другая интересная информация.

РЕЗУЛЬТАТ 6 шага

-          Ответственность за свои поступки;

-          Умение контролировать свою жизнь;

-          Навыки решать свои проблемы;

-          Обретение уверенности и ответственности за свои действия.

Количественные и качественные критерии

 

Поддержка – это фактор подчеркивания способностей и возможностей ребенка, его положительных сторон. Она призвана к тому, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность, значимость. Поддержать – означает служить опорой, не дать рушиться и упасть, держать в прежнем виде.

Специалисты, работающие с трудными детьми, должны знать,что необходимо для подлинной поддержки ребенка. По моему мнению, это следующие правила.

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
  5. Помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться сам.
  6. Проводить больше времени с ребенком индивидуально.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь находить взаимодействие с ребенком.
  10. Позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять эмпатию и веру в ребенка.
  14. Демонстрировать оптимизм.
  15. Забыть о прошлых неудачах.
  16. Позволить начать с нуля, опираясь на веру в себя в любой момент работы с ребенком.

Использование слов поддержки в работе специалистов поможет ребенку приобрести уверенность в себе, увидеть свои достижения, возможности; изменить себя и свое поведение.

Заключение.

Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Мы обращаем внимание на кризисное состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Мы акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет от нас проблему педагогического долга и компетентности. Мы апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.

Сейчас стало традицией «сбрасывать педагогические проблемы на психологическую службу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своем месте нашел себя, стал мастером.



 
Баннер