OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Home Проекты Ах, какие сорванцы...
Ах, какие сорванцы… - Приложение 1 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Ах, какие сорванцы…
Приложение 1
Приложения 2-5
Все страницы

Приложение 1

Индивидуальный дневник  «роста»

ЧАСТЬ А .

Ответьте на вопрос: Зачем человеку нужно познавать себя (ответ напиши прямо здесь)________________________________

Бланк 1.

Человек.Личность.

Заполняя таблицу, попробуй подбирать и анализировать наиболее важные, существенные признаки. Можно включить от 3 до 15 признаков – главное, найти признаки, отличающие человека от основного мира.

 

Признаки

Неживой

Животное

Растение

Человек

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Итак, по-твоему:

Человек – это живое существо _____________________________________________________________________________

Личность –это _____________________________________________________________________________

Личность

1                                                                             5

2                                                                             4

3

 

10 правил обсуждения в группе

(персональный анализ)

Я. _________________________________________ принимаю следующие правила работы в группе:

1. «Уважение к говорящему» (когда один говорит, остальные внимательно слушают), так как _____________________________________________________________________________

2. «Критикуй, не обижая», так как _____________________________________________________________________________

3. «Критикуешь – предлагай», так как__________________________________________________________________________

4. «Говори сначала о хорошем,  потом критикуй», так как _____________________________________________________________________________

5. «Говори точно, не повторяясь», так как _____________________________________________________________________________

6. «Говорить от себя, высказывая личное мнение», так как _____________________________________________________________________________

7. «Активно участвовать в работе группы», так как _____________________________________________________________________________

8. «Откровенность и искренность в выступлении», так  как___________________________________________________________________________

9. «Понимать, что цель обсуждения – узнать больше о себе, и других, сделать мир лучше»________________________________________________________________________

10. «Уметь видеть хорошее в каждом», так как ______________________________________________________________________________

 

Личная подпись _____________

ИНТЕРВЬЮ С САМИМ СОБОЙ.

В каждом из пунктов бланка впиши вопросы, которые могли бы содержаться в интервью с самим собой. Постарайся задавать интересные вопросы и интересно отвечать. Помни: это первая страница твоей книги о себе… Постарайся заинтересовать читателей:

1. Имя ______________________________________________________________________

2. Фамилия __________________________________________________________________

3. Отчество _____________________________________________________________________________

4. Возраст

_____________________________________________________________________________

5.

 

6. ___________________________________________________________________________

7.___________________________________________________________________________

 

КНИГА ПРО МЕНЯ

На этом бланке тебе предстоит «набросать» общий план книги о себе. В ней 5 глав. Попробуй в нескольких предложениях написать, о чем будет каждая глава (напиши свои мысли о воображении, о твоих способностях и др.) Старайся как можно объективнее оценивать и анализировать свое состояние и мысли. Это только начало работы над книгой. Этот  план будет основой выпускного проекта в конце наших занятий.

Содержание

Глава 1. «Как я воспринимаю мир» ________________________________________________________________________________

Глава 2. «На что я способен» ________________________________________________________________________________

Глава 3. Интеллектуальный. «Мыслю – значит существую»______________________________________________________________________

Глава 4. «В городе мечты и фантазии»________________________________________________________________________

Глава 5. «мои чувства от А до Я»_______________________________________________________________________________

МОЕ ИМЯ

Этот бланк содержит вопросы и формы, которые помогут тебе подготовить первую презентацию (публичное выступление) и первый социальный проект. В работе тебе, помогут некоторые книги.

Содержание социального проекта

  1. Имя ____________________________________________________
  2. Его происхождение, что обозначает _________________________________________________________
  3. В честь кого назвали, почему (попробовать узнать у родителей)_____________________________________________________
  4. Великие люди – «одноименцы» (с краткой историей жизни и достижений)

1).______________________________________________________________________________

2).______________________________________________________________________________

3)._______________________________________________________________________________

4)._______________________________________________________________________________

личностную характеристику:

_________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДНЯ»

Дата ________________________

Цель анализа___________________________________________________________________________

Время

Содержание деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ:

По моему мнению, день был ______________________________________________________________________________________

Так как _____________________________________________________________________________________

Бланк оценки работы в первой части

Каждый раздел дневника развития будет заканчиваться подобной оценочной формой. Постарайся как можно объективнее и честнее проанализировать свою деятельность в этой части программы.

Оценочный лист 1.

 

Показатели

Анализ

1

Что я узнал о себе нового

 

 

 

 

 

2.

Что я узнал нового об окружающих людях

 

 

 

3.

Что я узнал нового об окружающем мире

 

 

 

4.

Что я могу сделать лучше

 

 

5.

План на следующее занятие

 

 

 

Оценочный лист 2. (оценивается педагогом, группой и лично участником)

 

Показатель

Собственная оценка

Оценка педагогом

Оценка участников группы

1

Активность в группе при совместной работе

 

 

 

2.

Выполнение правил работы в группе

 

 

 

3.

Активность при общении

 

 

 

4.

Использование источников извне

 

 

 

5.

Проявление творчества во время выполнения задания и групповых упражнений

 

 

 

6.

 

 

 

 

В этом году я буду:

1.

2.

3.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Чего  хочу добиться

(цель деятельности)

Как я смогу этого добиться

Какие у меня есть проблемы

Что я буду делать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ Б

В этой части дневника тебе предстоит собрать данные о твоих индивидуальных способностях. На специальных занятиях в группе будет проведено тестирование, которое выявит способности, в наибольшей степени обеспеченные твоими природными задатками.

В качестве социального проекта  в этой части тебе предлагается попробовать себя в различных видах деятельности, требующих проявления способностей. Постарайся проанализировать насколько такая деятельность интересна и доступна тебе, могут ли этот интерес, эти способности лечь в основу твоей будущей профессиональной деятельности и карьеры.

  1. Попробуй определить, что ты можешь (на что способен) в наибольшей степени в настоящее время и запиши в таблицу.

 

Лучше всего я умею

Я не очень хорошо умею

Больше всего я хочу научиться

Что мне для этого надо

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

  1. Опишите в нескольких предложениях, как твои умения (из 1 столбца) могут быть использованы для улучшения твоей жизни и окружающего мира в целом _____________________________________________________________________________________

 

Тип способностей

Уровень проявления

Рекомендации себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Диаграмма роста способностей

Срок

Вид деятельности по развитию способностей

Достигнутый уровень

Первоначальная оценка способностей

 

 

1 месяц

 

 

2 месяц

 

 

3 месяц

 

 

4 месяц

 

 

5 месяц

 

 

6 месяц

 

 

7 месяц

 

 

8 месяц

 

 

9 месяц

 

 

10 месяц

 

 

11 месяц

 

 

12 месяц

 

 

  1. Мои достижения (реализация моих способностей)

Дата получения

Какая деятельность отмечена

Чем отмечен (награжден)

Примечание (значение дальнейшего развития)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Ориентация на местности»

(поиск вариантов развития и применения индивидуальных способностей)

 

  1. Укажи тип способностей, которые ты считаешь необходимым развивать у себя____________________________________________________________________________
  2. Опиши уровень твоих способностей _______________________________________________________________________________
  3. Опиши уровень желаемых способностей и результатов деятельности, которой они могут способствовать ________________________________________________________________________________
  4. Проведи «ориентацию»,  расспросив школьных педагогов, друзей, позвонив  в различные клубы и культурно-образовательные учреждения, и узнай, какие существуют варианты развития твоих способностей. Посмотри на школьном информационном стенде расписание школьных кружков и спортивных секций. Запиши адрес, контактный телефон и условия работы таких объединений.

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________

4)______________________________________________________________________

5)______________________________________________________________________

6)______________________________________________________________________

7)______________________________________________________________________

8)______________________________________________________________________

  1. Определи цели твоего участия в выбранном объединения.
  2. Опиши, какие шаги для самостоятельного развития ты предпримешь (чтение специальной литературы, специальные учреждения, просмотр телепередач, тренинг, занятия с родителями и т.д.)______________________________________________________________________________
  3. Определи время (дни недели) часы, которые ты будешь использовать для развития своих способностей.

Понедельник

 

Среда

Пятница

Воскресенье

Вторник

 

Четверг

Суббота

Дополнительно

  1. Запиши имена и телефоны людей, с которыми тебе предстоит сотрудничать во время данной работы:

- руководитель кружка

- библиотекарь

- программный администратор

- другие помощники

9. Определи возможные результаты деятельности на год ______________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Что оценивается

Собственная оценка

Комментарии и оценка педагога

Интерес к работе

 

 

Умение работать в группе

 

 

Умение работать самостоятельно

 

 

Творческие проявления

 

 

Активность в работе

 

 

Изменения в личностных проявлениях

 

 

ЧАСТЬ В

В этой части дневника развития ты будешь собирать материалы о том, как ты воспринимаешь окружающий мир. Мы надеемся, что, работая на занятиях в группе, ты научишься полностью использовать слух, зрение. Обоняние в этих поисках…И может быть, ты сумеешь найти багряный среди вороха красных листьев, ощутить полынь среди запахов летнего разнотравья, ощутить атлас лепестка розы.

1. Опиши конкретную музыку, цвет одежды, запах, вкус, которые помогут тебе влиять на настроение. Это возможно, если ты будешь постепенно пробовать все более разнообразные ощущения.

Болезнь

Рекомендуемые процедуры

Цвет

Вкус, запах

Звук

Когда мне грустно

 

 

 

Когда мне страшно

 

 

 

Когда я возбужден

 

 

 

Когда я злюсь

 

 

 

Когда я раздражен

 

 

 

  1. Я люблю …

Опиши, что больше ты любишь из запахов, из пищи, из музыки…

1)

2)

3)

4)

4. Я не люблю…

Опиши, что больше всего не любишь из запахов, из пищи, из музыки…

1)

2)

3)

4)

5. Цветок красок мира

Вырежи из бумаги как можно больше лепестков цветов, которые тебе нравятся. Постарайся заметить в природе, окружающем мире, найти в книгах различные «краски». Подпиши их на вырезанных лепестках и сложи цветок.

(Чем больше красок, тем больше твоя наблюдательность).

Оценочный лист

Какие цели я ставил в начале работы

Чего сумел достичь, чему научился

Что пока не удалось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ Г

В этой части дневника развития тебе предстоит собрать материалы с информацией о твоих чувствах, эмоциях и настроении. Работая в группе и самостоятельно тебе предстоит узнать о том, какие вообще существуют эмоции и чувства, почему они возникают, как они влияют на человека и его отношения с другими людьми.

1. Для каждой эмоции существует свой рецепт. Подумай и запиши наиболее мешающие и значимые для тебя эмоции и чувства. Во второй колонке придумай запиши средства, измеряющие эту эмоцию

Чувства или эмоции

Способы контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выбери 5-15 эмоций, наиболее часто переживаемых тобой и запиши их в первый столбик, запиши, какие  + и – были в том, что эти эмоции овладели тобой, как реагировали окружающие и др.

Чувство или эмоция

Причина возникновения

Последствия проявления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вспомни и запиши все чувства и эмоции, которые ты когда-либо испытывал, и их внешние проявления

Буква

Испытываемое чувство

Внешние проявления

А

 

 

Б

 

 

В

 

 

Г

 

 

Д

 

 

Е

 

 

Ж

 

 

З

 

 

И

 

 

К

 

 

Л

 

 

М

 

 

Н

 

 

О

 

 

П

 

 

Р

 

 

С

 

 

Т

 

 

У

 

 

Ф

 

 

Х

 

 

Ц

 

 

Ч

 

 

Ш

 

 

Э

 

 

Ю

 

 

Я

 

 

5.

1. Выдели и опиши  несколько проблем в окружающем тебя мире, которые вызывают у тебя негативные эмоции и запиши их

1)

2)

3)

4)

5)

2. Выбери одну проблему, которая для тебя наиболее актуальна______________________________________________________________________________

3. Опиши причину существования этого «негатива» ______________________________________________________________________________________

4. Подумай, как можно изменить эту ситуацию, какую эмоцию нужно включить

______________________________________________________________________________________

 

  1. Подумай и кратко опиши, как это можно сделать

______________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ Д

ОБРАЗ «Я»

Ты приступаешь к заключительной части своего дневника. Тебе стоит собрать, обобщить, проанализировать и представить все, что ты открыл за время участия в программе в своем «Я». Постарайся как можно полнее и честнее описать эту часть книги.

 

1. Перспективы развития

Постарайся как можно полнее и реалистичнее поставить цели и наметить возможные перспективы своего развития на будущий год.

Цели (я хочу)

Необходимая деятельность

«Я буду»

Как это сделать

 

 

 

Людей.

2. Эссе «Мой личностный рост»

Постарайся ярко, эмоционально и точно описать, как ты шел к совершенствованию в этом году, используя план:

  1. Краткая характеристика личности (класс, возраст, увлечения, интересы)
  2. Поставленные цели и задачи развития (проблемы, которые предстояло решить)
  3. Какая деятельность и работа использовалась в программе
  4. Какие люди помогали в решении вопросов
  5. Какие вопросы и как решались через самообразование
  6. Какие книги, передачи помогли
  7. Какая специальная деятельность помогла
  8. Какие достижения за год
  9. Имеющиеся социальные связи и контакты
  10. Самооценка развития
  11. Оценка других

3. Аналитическая форма «Чему я научился»

Постарайся, как можно точнее сформулировать все позиции таблицы, вспоминая, чему ты смог научиться и узнать за год.

Новые знания, умения, навыки

Как приобретены

Чем помогли в самообразовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мои общие достижения за год

В эту часть дневника собирай все свидетельства твоих достижений за год (сертификаты, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, характеристики от участников и организаторов и др.).Зафиксируйте все свои достижения в данном бланке.

Где участвовал, что сделал

Результат

Средство результатов

 

 

 

ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Социальный проект.

С.П. Должен содержать следующую информацию:

1. Ф.И.О. автора

2.Возраст (дата рождения, др. информация, связанная с датой рождения)

3. Выявленные и проявленные способности, навыки и умения.

4. Личные увлечения

5. Описание промежуточных проектов (цели, ход, содержание, результаты, отзывы)

6. Достижения (благодарственные письма, грамоты и т.д.)

7. Фото, автобиография (по желанию)

8. Анализ личностного роста (чего  достиг, что изменилось в жизни, в учебе, во взаимоотношениях с окружающими, близкими людьми)

9. Другая интересная информация.

Рассмотрены пять тем для работы с подростками над их проблемами, в которые входят 10 упражнений. Предложенные темы применяются в работе психолога, социального педагога, воспитателя социально-педагогических учреждений. Упражнения подобраны таким образом, что не требуют больших материальных затрат, доступны подросткам с разным уровнем психического и интеллектуального развития, могут проводиться как в группе, так и индивидуально.

Тема 1. Определение проблемы.

Упражнение 1. Позитивные и негативные круги.

Цели: проследить причины проблемы взаимодействия. Помочь молодым людям осознать связь между их поведением и его последствиями. После этого с помощью упражнения найти положительное решение для данной ситуации.

Материалы: бумага и ручка.

Задание: Обрисуйте типичную ситуацию, в которую может попасть подросток, например семейную ссору. Детально проследите течение спора с начала до конца и попробуйте определить, с какого момента спор начинает идти «по кругу». Постройте диаграмму, отражающую круговое развитие спора. У вас получился «негативный круг». Попробуйте создать «позитивный круг», т.е. найти иной подход к проблеме, когда ситуация в целом может стать более позитивной.

Предложение: С помощью разноцветных ручек или карандашей выделите ступени развития спора: где подросток еще контролирует себя и где он выходит из-под контроля.

Тема 2. Взгляд на себя.

Упражнение 2. Карточки-характеристики.

Цели: Определение молодым человеком взгляда на самого себя, осмысление того, как другие оценивают его характер.

Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе.

Материалы: Колода карточек–характеристик – большое количество небольших карточек с написанными на них прилагательными, описывающими различные черты характера (приведены в приложении №1), ручка и бумага для записи отобранных карточек.

Индивидуальное задание:

  1. Молодой человек просматривает карточки и отбирает те из них, которые, по его мнению, описывают его характер. Обсудите каждую из них и запишите на отдельный лист бумаги: почему подросток думает, что он именно таков? Какие бы карточки выбрала его мать (друзья) и т.д.? Выберите карточки, которые описывают вас лично, разные стороны вашей личности, объясните положительные и отрицательные качества.
  2. Подросток прислоняется к большому листу бумаги (рулону обоев) и вокруг него обрисовывается контур его тела. Затем внутри этого контура молодой человек дорисовывает лицо, волосы и одежду, после чего на получившееся изображение прикалываются выбранные карточки. Проделайте то же упражнение сами.

Групповое задание. На листках бумаги напишите имена всех участников группы, листки заверните и положите в шляпу. Один из участников вынимает листки, читает про себя имя, но другим его не сообщает. Затем он выбирает карточки-характеристики, которые, на его взгляд, описывают выбранного человека. Каждый из членов группы делает предположение на основе данной характеристики, кто бы это мог быть. После того как каждый высказал свое мнение, зачитывается имя, написанное на листке бумаги. Человек, чье имя оказалось на листке, может высказать свое мнение по поводу выбранных ведущим карточек-характеристик: насколько выбор был верным или неверным и почему. Можно учредить приз тому, кто сделал наиболее точное предположение.

Предложение: Групповое упражнение может проводиться как на ранних этапах работы с группой (для установления первого впечатления группы друг о друге), так и тогда, когда члены группы уже довольно хорошо знают друг друга.

Тема 3. Чувства.

Упражнение 3. Анкета

Цель: Помочь молодому человеку обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.

Материалы: Бланк экземпляра анкеты (см. приложение№2) и ручка для ее заполнения.

Задание. Как можно подробно заполните анкету (приложение №2).

После проводиться беседа об одиночестве. Вопросы к беседе:

  1. В каких ситуациях человек чувствует себя одиноким?
  2. Как ты думаешь, часто ли люди чувствуют себя одиноко?
  3. Долго ли длиться это состояние?
  4. Кто чаще чувствует себя одиноко: дети или взрослые? Почему?
  5. Что чувствует одинокий человек?
  6. Как он себя ведет?
  7. Может ли человек одиноко себя почувствовать в семье? Почему?
  8. Может ли ребенок почувствовать себя одиноко среди других людей? Почему?
  9. Чувствовал ли ты себя одиноко?
  10. Когда ты чувствовал себя одиноко?
  11. В каких ситуациях ты чувствуешь себя одиноко?
  12. Может ли одинокий человек стать не одиноким?
  13. Что для этого нужно?

Анкета представлена А.Л. Лихтарниковым ( СПб, издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2001 г.С21-22).

Упражнение 4. Мои лица.

Цель: Помочь молодому человеку обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.

Материалы: Бланк с рисунками (приложение №3) и фломастеры.

Задание: Дорисуйте картинки так, как предложено. Обсудите результат.

Предложение: Дискуссия может направляться с помощью следующих вопросов: «Когда у тебя такое лицо?», «Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно?» и т.д. или «Как бы ты выразил мне свои переживания?», «Предпочитаешь ли ты держать свои чувства в себе или выражаешь их?»

Упражнение 5. Термометр раздражения.

Цели: Обратить внимание на раздражение и злобу как на чувства, превалирующие у подростков в критических ситуациях и часто используемые ими для того, чтобы скрыть другие переживания, более сложные в выражении (например, печаль или неприятие). Помочь подросткам определить причины их раздражения и его корни, используя при этом термометр (для обсуждения того, какие проблемы рождает раздражение в их повседневной жизни и как можно с этим бороться).

Материал: картинка термометра.

Задание: Объясните, что в отличие от более общих заданий, которые выполнялись до этого, это упражнение концентрирует внимание на одном, всем присущем чувстве – раздражении (злобе).

Идея заключается в том, что раздражение подобно температуре. Отметьте вместе с молодым человеком на картинке термометра температуру 00С (состояние покоя и полного контроля над собой) и 1000С (точка, когда мы «закипаем», наши эмоции выливаются наружу и теряется контроль над собой).

Предложите подростку подумать над тем, как он становиться раздражительным, и оцените, какие проходит при этом ступени (отражайте их на схеме термометра). Сначала сконцентрируйтесь на промежутке от 0 до 250С, когда подросток начинает чувствовать себя несправедливо обиженным. Около термометра – в соответствующем промежутке – подросток должен написать, когда и в каких ситуациях он чувствует, что к нему необоснованно придираются и несправедливо его третируют.

Затем проделайте то же по всем остальным ступеням.

Обсудите проделанное.

Предложение: Проделайте работу, используя термометр для собственных переживаний, это поможет установить контакт с подростком и даст почву для полезных сравнений. Обратите особое внимание на уровень «кипения» при температуре 1000С, когда человек теряет над собой контроль.

Обсудите, как проявляется злость, что люди при этом делают?

Упражнение 6. круги взаимоотношений.

Цель: помочь подросткам распознать многие различные чувства и объяснить, почему они сложные. Помочь подросткам осознать взаимоотношения (позитивные и негативные) с окружающими их людьми. Научить подростков обсуждать свои сложные переживания.

Это упражнение полезно при работе с подростками, подвергшимися насилию: оно может помочь им разобраться в своих неоднозначных чувствах по отношению к насильнику.

Материалы: Большие листы бумаги и разноцветные фломастеры.

Задание: 1. Вы вместе с подростками пишите (каждый на своем листе) как можно больше слов, обозначающих чувства, их оттенки, переживания и т.д. Когда ваша фантазия истощится, каждый по очереди зачитывает то, что он написал. Обратите внимание на то, какие чувства у вас совпали, а какие нет. Сконцентрируйте внимание подростка на чувствах, которые являются смешением позитивных и негативных переживаний.

2. На отдельном листе бумаги подросток рисует круги так, как показано на рисунке:

Пусть подросток вспомнит тех, кто играл или играет важную роль в его жизни. Необходимо подчеркнуть, что роль могла быть как позитивной, так и негативной. Подросток может включить в этот список также людей, умерших или находящихся где-то далеко.

После этого подросток должен распределить имена по кругам в зависимости от «близости», которую он ощущает к данному человеку. Вы можете обсудить с подростком, как каждого человека, так и всю получившуюся диаграмму в целом.

3. На другой стороне листа бланка с «кругами взаимоотношений» подросток записывает те чувства, которые испытывает к наиболее близким людям. Ему могут помочь слова, обозначающие чувства (см. п. 1).

Обсудите проделанную работу.

Предложение: Примите непосредственное участие в упражнении, что облегчит подростку общение с вами. Это довольно сложное, но эффективное упражнение. Для некоторых подростков даже написать имя своих обидчиков или насильников может представлять почти невыполнимое задание. Это упражнение может потребовать очень длительного времени.

Упражнение 7. Написание писем.

Цель: Переживание и обновление собственных чувств с помощью их описания. Написание письма как процесс очищения (катарсис).

Материалы: Бумага и ручка.

Задания: 1. Написание письма кому-то другому. Это особенно эффективно при приступах злости и раздражения или в ситуации печали и страдания.

Письмо  может выражать как позитивные, так и негативные чувства; молодой человек может в нем выразить все, что угодно. В принципе совсем не обязательно отсылать письмо тому, кому оно писалось, хотя в некоторых случаях это было бы уместным (но в любом случае не черновик).

2. Написание письма самому себе. Можно писать самому себе в настоящем времени или использовать концепцию «ребенка, которым я когда-то был», обращаясь к нему, как к отдельному лицу.

Таким образом можно привести собственные чувства в порядок, успокоить себя (например, «в том, что случилось, нет твоей вины…» или «взрослые более сильные, они, а не ты решили, чтобы все произошло так, как случилось») и обнадежить.

Предложения: Перед тем как приступать к этому упражнению, необходимо провести предварительную работу. Упражнение окажется чрезвычайно действенным, если использовать его в подходящее время. Описание чувств для других или для самого себя – это подготовка к осознанию позитивного восприятия и прямому выражению собственных переживаний.

Письменные упражнения особенно полезны при работе с подростками, подвергшимися сексуальному насилию.

Тема 4. Взаимоотношения

Упражнение 8. Автобус.

Цель: Помочь молодым людям определить взаимоотношения с окружающими их людьми.

Материал: рисунок автобуса (приложение №4)

Задание: Подросток выбирает тех людей, которых хотел бы взять в поездку на автобусе, и решает, в каком порядке он бы их рассадил. Представляет интерес, как он распределит людей и в качестве кого видит самого себя: водителя? Контролера? Кем-то на заднем сидении? Сидящим отдельно? И т.д.

Важно выслушать все ответы подростка и его рассуждения, чтобы правильно понять его и помочь ему в дальнейшем найти наиболее значимых взрослых, сверстников, близких.

Упражнение 9. Дача.

Цель: Та же, что в упражнении 8. Упражнение полезно проводить после упражнения 8.

Материалы: Экземпляр бланка картинки для каждого подростка (приложение №5), фломастеры или цветные карандаши.

Задание: Подросток представляет себе, что у него есть дача, на которой собрались, отдыхают и развлекаются самые разные люди. Попросите, чтобы он перечислил всех людей, которых он хотел бы там увидеть. На даче есть два домика, в которых могут расположиться гости. Подросток должен распределить, кто в каком домике будет жить, и написать их имена. Можно предложить написать имена карандашами разного цвета.

Предложение. С помощью этого упражнения определите кого из людей подросток считает, что должен взять, а кого действительно хочет видеть на этой даче

Тема 5 Прошлое – настоящее – будущее.

Упражнение10 Метафора.

Цель: Через иносказание помочь подросткам проанализировать ситуацию, в которую они попали, обдумать линию своего поведения и решиться на изменение своей жизни.

Материалы Творческий подход!

Задание: Приведите примеры возможных метафор. Например:

  1. «Корзина с мусором» - иллюстрация того, как прошлое воздействует на настоящее. Объясните, что в наших головах находиться «корзина», в которую мы складываем «мусор» (воспоминания, мысли и чувства, причиняющие нам в прошлом боль и страдания). Если мы не вычистим эту корзину, то мусор будет постепенно накапливаться до тех пор, пока не начнет вываливаться через край, создавая тем самым проблемы в настоящем. Это всегда происходит в самый неподходящий момент – когда мы меньше всего этого ожидаем! Чтобы этого избежать, необходимо «вытряхивать» время от времени свою корзину. Это довольно сложная задача, но в конце концов результат может значительно облегчить нам жизнь.
  2. «Замок» - иллюстрация того, как многие молодые люди замыкаются в себе. Они любят строить вокруг себя замки, вырывать перед ними глубокие рвы и «поднимать мосты», никого и ничего не допуская внутрь. Необходимо  подумать, почему так получается, когда подросток начинает это строительство, и есть ли пути, по которым все же можно проникнуть за стены замка, т.е. может ли подросток снова доверять людям. Можно начать хотя бы с того, что «открыть все окна в замке и опустить мост через ров».
  3. «Кирпичная стена» - препятствия во взаимоотношениях людей. Что символизирует стена? С чем можно соотнести каждый кирпичик этой стены? Как можно разрушить стену?
  4. «Цветы» - необходимость в проявлении заботы и нежной любви. Поговорите  о том, как много необходимо цветку, чтобы быть здоровым и хорошо расти, например, ему нужна вода, подходящие условия, солнечный свет, постоянная забота о почве и т.д. Что происходит, если цветок не получает всего, что ему необходимо? Что может произойти с ребенком?

Заключение: Я привела лишь несколько примеров упражнений, которые помогу специалистам работать с подростками. Наши возможности безграничны, а подростки и дети с радостью поддержат любые ваши идеи, которые могли бы описать многие сложные проблемы и объяснить их.

 



 
Баннер