Ах, какие сорванцы… Печать

К вопросам воспитания трудных детей сейчас приковано особенное пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур», «Внимание: беспризорные дети» и т.д. но это в печати, в Интернете, на телевидении. А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием трудных детей и как это делать?

В результате нескольких лет работы, проб и ошибок, мы попыталась найти наиболее эффективные методы корректировки поведения ребят. Хотя надо понимать, что природа «нестандартного» поведения подростков различна и поэтому применять одинаковые методики ко всем детям не допустимо! В каждом конкретном случае к подростку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых с сочетании с требовательностью.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными становятся такие направления  работы которые  обеспечивают создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход способствует взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.

Данный проект создан  в соответствии с принцами государственной молодежной политики, учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу. Проект включает в себя  следующие приоритетным направлениям:

-вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

-развитие созидательной активности молодежи;

-интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К вопросам воспитания трудных детей сейчас приковано особенное пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур», «Внимание: беспризорные дети» и т.д. но это в печати,  в Интернете, на телевидении. А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием трудных детей и как это делать?

В результате нескольких лет работы, проб и ошибок, мы попыталась найти наиболее эффективные методы корректировки поведения ребят. Хотя надо понимать, что природа «нестандартного» поведения подростков различна и поэтому применять одинаковые методики ко всем детям не допустимо! В каждом конкретном случае к подростку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых с сочетании с требовательностью.

Нам хотелось бы остановиться на организации жизнедеятельности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Перед тем как начать реализовывать этот проект,  взрослый (руководитель ДМОО) должен задать себе вопрос: «А готов ли я круглосуточно посвятить себя работе с ребятами имеющими «нестандартное» поведение?» Готовы ли вы принимать индивидуальность ребенка? Готовы ли я не выдвигать своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребенок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим  ожиданиям. и самое главное готов ли я быть целиком рядом с ребенком потому что  Он - самый важный человек для меня  каждую  минуту?! Готовы ли  быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступать в качестве символического защитника и «адвоката»).

Цель проекта:

Вовлечение молодежи в социальную практику

Задачи:

  1. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
  2. Выстроить четкое  строение  системы мотивации для молодых людей в рамках управляемой модели молодежной политики.
  1. Проанализировать взаимоотношения между взрослыми, представляющими современные социальные институты и молодыми с точки зрения власти, особенностей социального контроля и зависимости от других групп и общностей, а также и от социальных институтов.

Сроки реализации проекта: 5 лет

План реализации проекта выражается в «шаговой» структуре.

Шаг 1. Изучение личности ребенка.

В течение определенного периода (неделя, 2-4) выясняем  круг общения ребенка, его интересы, слабые и сильные черты характера, места, которые ребенок любит посещать, хобби, просматриваются  его письменные работы в школе, рисунки, выясняются условия жизни в семье, этническая принадлежность семьи, обычаи и традиции в семье.

После чего руководитель определяет «место встречи».

Мы переходим ко второму шагу. Очень четко планируется «сценарий» встречи. Это может быть магазин, двор, парк, подъезд. После того, как мы встретились, моделируется ситуация «Помощи». Например, молодой человек часто ходит в магазин, где ему продают пиво и сигареты. Выходя из магазина он сталкивается с руководителем-педагогом. Педагог говорит о том, что ему надо срочно позвонить человеку, которому требуется помощь, а денег на счету нет.   Я очень волнуюсь я не могу справиться с автоматом. Не мог ли  молодой человек оказать помощь и положить деньги мне на счет? Т.е. педагог вынуждает ребенка проявить определенные личностные  качества. После чего,  обязательно надо сказать  о том, что без его участия и помощи мне бы ни за что не справится с этой проблемой, или мне трудно было бы обойтись без помощи. Таких ситуаций может быть много. Главная цель данного шага – дать понять подростку, что он все же кому-то нужен, подросток проявляет  лучшие качества личности, о которых он давно забыл или считает их использование не обязательным.

3 шаг – общение. Затем,  в школе руководитель  снова  «случайно» встречается с ребенком. Можно вспомнить о недавних событиях, определив новую тему для разговора (Зная, что ребенка больше всего интересует из области музыки, спорта, компьютерных игр и т.д.). Этот шаг может продолжаться несколько дней, главное не прекращать   наблюдения за подростком. При этом тема неуспеваемости или каких-то проблемных моментов не затрагивается.  После того, когда ребенок начинает общаться без замкнутого состояния или фарса, он снова ставится в состояние «Без тебя ни чего не получится». Например, мы посадили  цветы на территории школьного двора. У нас скоро концерт для ветеранов, а утром местные жители выкопали все цветы. Подростка можно пригласить поучаствовать. «В какое время ты смог бы сегодня подойти и помочь мне?», т.е.  не ставить жестко часы его прихода, а дать ему возможность определиться со временем самому. В процессе совместной работы завязываются новые темы для общения. На заключительном периоде первого этапа третьего шага ребенок может прийти сам и рассказать о том, что его волнует, или попросить помощи иногда совета в какой-то ситуации (здесь надо быть готовым  к разным ситуациям, т.к. ребенок может проверять вас на искренность).

2 этап третьего шага заключается в изоляции подростка от отрицательного воздействия на него прежнего негативного окружения на основе включения в общение с объединением подростков, для которых характерна ярко выраженная, общественная, ценностная деятельность.

В такой социально устойчивой группе подросток находит друзей, способных на него положительно влиять. Такие группы формируются из числа учащихся имеющие устойчивые жизненные ориентиры.

Успеха в работе добиваются только те педагоги, которые видят в общении  не «платье», которое надевают непосредственно перед вступлением в контакт с ребенком, а способ существования, основанный на следующих принципах.

  • Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно общаться.
  • Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребенка, а в смысле эмоциональной вовлеченности в нее.
  • Я целиком рядом с ребенком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.
  • Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребенок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
  • Я должна быть терпеливой: чем меньше ждешь результатов, тем быстрее они появятся.

Когда подросток вводится в группу, он принимает правила «игры». Причем поощряются те правила, которые может ввести подросток.

Мы переходим к 4 шагу.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ  СВОБОДНОГО ВЫБОРА ВИДОВ И СПОСОБА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подбираются сферы деятельности для ребенка, в которых он может реализовать свою демонстративность. Например, подойдут театральные занятия или участие в конкурсах КТД, Организация инструментальных групп для того, чтобы помочь подросткам самовыражаться. и т.д. Потому что ребенок с негативным самоопределением все время играет какую-то роль- вот и надо ему дать играть ее не в жизни, а на сцене. При  этом зачастую, нет необходимости специально заботится о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

В РЕЗУЛЬТАТЕ этого шага определяются сферы деятельности, в которых подросток может реализоваться      как личность.

5 шаг заключается в трансформации задач, стоящих перед педагогом в задачи и замыслы подростка. В этом случае используются различные приемы: вместе с ребенком вспоминаем проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизни. Как вы считаете, что должен предложить ребенку педагог, чтобы ребенок воспринял цель заданную педагогом – собственной целью.

Ребенок быстрее и осознанней воспримет цель и даже присвоит ее  себе, если то, что предлагает ребенку педагог

1. связано с его конкретной жизнью, с потребностью стать взрослым.

2. выражено серьезно, значимо, доверительно.

3. доступно и понятно, ярко и эмоционально.

В РЕЗУЛЬТАТЕ  педагог  вместе с ребенком определяются цели и задачи коррекционной работы

6 ШАГ –  комплекса социальных ролей  работая  как в группе так и индивидуально через тренинги и специальные занятия по социализации личности. Когда мы переходим к 6 шагу ребенку дается индивидуальный дневник, который состоит из нескольких разделов-папок. Ребенок шаг за шагом выполняет задания в папках, в конечном итоге подросток собирает достаточно материала, чтобы нарисовать свой  портрет «Образ Я». Каждый раздел состоит из 3-х частей:

1. общие задания – результаты специальных занятий

2. тренинги

3. социальный проект

ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Социальный проект.

С.П. Должен содержать следующую информацию:

1. Ф.И.О. автора

2.Возраст (дата рождения, др. информация, связанная с датой рождения)

3. Выявленные и проявленные способности, навыки и умения.

4. Личные увлечения

5. Описание промежуточных проектов (цели, ход, содержание, результаты, отзывы)

6. Достижения (благодарственные письма, грамоты и т.д.)

7. Фото, автобиография (по желанию)

8. Анализ личностного роста (чего  достиг, что изменилось в жизни, в учебе, во взаимоотношениях с окружающими, близкими людьми)

9. Другая интересная информация.

РЕЗУЛЬТАТ 6 шага

-          Ответственность за свои поступки;

-          Умение контролировать свою жизнь;

-          Навыки решать свои проблемы;

-          Обретение уверенности и ответственности за свои действия.

Количественные и качественные критерии

 

Поддержка – это фактор подчеркивания способностей и возможностей ребенка, его положительных сторон. Она призвана к тому, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность, значимость. Поддержать – означает служить опорой, не дать рушиться и упасть, держать в прежнем виде.

Специалисты, работающие с трудными детьми, должны знать,что необходимо для подлинной поддержки ребенка. По моему мнению, это следующие правила.

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
  5. Помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться сам.
  6. Проводить больше времени с ребенком индивидуально.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь находить взаимодействие с ребенком.
  10. Позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять эмпатию и веру в ребенка.
  14. Демонстрировать оптимизм.
  15. Забыть о прошлых неудачах.
  16. Позволить начать с нуля, опираясь на веру в себя в любой момент работы с ребенком.

Использование слов поддержки в работе специалистов поможет ребенку приобрести уверенность в себе, увидеть свои достижения, возможности; изменить себя и свое поведение.

Заключение.

Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Мы обращаем внимание на кризисное состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Мы акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет от нас проблему педагогического долга и компетентности. Мы апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.

Сейчас стало традицией «сбрасывать педагогические проблемы на психологическую службу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своем месте нашел себя, стал мастером.


Приложение 1

Индивидуальный дневник  «роста»

ЧАСТЬ А .

Ответьте на вопрос: Зачем человеку нужно познавать себя (ответ напиши прямо здесь)________________________________

Бланк 1.

Человек.Личность.

Заполняя таблицу, попробуй подбирать и анализировать наиболее важные, существенные признаки. Можно включить от 3 до 15 признаков – главное, найти признаки, отличающие человека от основного мира.

 

Признаки

Неживой

Животное

Растение

Человек

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Итак, по-твоему:

Человек – это живое существо _____________________________________________________________________________

Личность –это _____________________________________________________________________________

Личность

1                                                                             5

2                                                                             4

3

 

10 правил обсуждения в группе

(персональный анализ)

Я. _________________________________________ принимаю следующие правила работы в группе:

1. «Уважение к говорящему» (когда один говорит, остальные внимательно слушают), так как _____________________________________________________________________________

2. «Критикуй, не обижая», так как _____________________________________________________________________________

3. «Критикуешь – предлагай», так как__________________________________________________________________________

4. «Говори сначала о хорошем,  потом критикуй», так как _____________________________________________________________________________

5. «Говори точно, не повторяясь», так как _____________________________________________________________________________

6. «Говорить от себя, высказывая личное мнение», так как _____________________________________________________________________________

7. «Активно участвовать в работе группы», так как _____________________________________________________________________________

8. «Откровенность и искренность в выступлении», так  как___________________________________________________________________________

9. «Понимать, что цель обсуждения – узнать больше о себе, и других, сделать мир лучше»________________________________________________________________________

10. «Уметь видеть хорошее в каждом», так как ______________________________________________________________________________

 

Личная подпись _____________

ИНТЕРВЬЮ С САМИМ СОБОЙ.

В каждом из пунктов бланка впиши вопросы, которые могли бы содержаться в интервью с самим собой. Постарайся задавать интересные вопросы и интересно отвечать. Помни: это первая страница твоей книги о себе… Постарайся заинтересовать читателей:

1. Имя ______________________________________________________________________

2. Фамилия __________________________________________________________________

3. Отчество _____________________________________________________________________________

4. Возраст

_____________________________________________________________________________

5.

 

6. ___________________________________________________________________________

7.___________________________________________________________________________

 

КНИГА ПРО МЕНЯ

На этом бланке тебе предстоит «набросать» общий план книги о себе. В ней 5 глав. Попробуй в нескольких предложениях написать, о чем будет каждая глава (напиши свои мысли о воображении, о твоих способностях и др.) Старайся как можно объективнее оценивать и анализировать свое состояние и мысли. Это только начало работы над книгой. Этот  план будет основой выпускного проекта в конце наших занятий.

Содержание

Глава 1. «Как я воспринимаю мир» ________________________________________________________________________________

Глава 2. «На что я способен» ________________________________________________________________________________

Глава 3. Интеллектуальный. «Мыслю – значит существую»______________________________________________________________________

Глава 4. «В городе мечты и фантазии»________________________________________________________________________

Глава 5. «мои чувства от А до Я»_______________________________________________________________________________

МОЕ ИМЯ

Этот бланк содержит вопросы и формы, которые помогут тебе подготовить первую презентацию (публичное выступление) и первый социальный проект. В работе тебе, помогут некоторые книги.

Содержание социального проекта

  1. Имя ____________________________________________________
  2. Его происхождение, что обозначает _________________________________________________________
  3. В честь кого назвали, почему (попробовать узнать у родителей)_____________________________________________________
  4. Великие люди – «одноименцы» (с краткой историей жизни и достижений)

1).______________________________________________________________________________

2).______________________________________________________________________________

3)._______________________________________________________________________________

4)._______________________________________________________________________________

личностную характеристику:

_________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДНЯ»

Дата ________________________

Цель анализа___________________________________________________________________________

Время

Содержание деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ:

По моему мнению, день был ______________________________________________________________________________________

Так как _____________________________________________________________________________________

Бланк оценки работы в первой части

Каждый раздел дневника развития будет заканчиваться подобной оценочной формой. Постарайся как можно объективнее и честнее проанализировать свою деятельность в этой части программы.

Оценочный лист 1.

 

Показатели

Анализ

1

Что я узнал о себе нового

 

 

 

 

 

2.

Что я узнал нового об окружающих людях

 

 

 

3.

Что я узнал нового об окружающем мире

 

 

 

4.

Что я могу сделать лучше

 

 

5.

План на следующее занятие

 

 

 

Оценочный лист 2. (оценивается педагогом, группой и лично участником)

 

Показатель

Собственная оценка

Оценка педагогом

Оценка участников группы

1

Активность в группе при совместной работе

 

 

 

2.

Выполнение правил работы в группе

 

 

 

3.

Активность при общении

 

 

 

4.

Использование источников извне

 

 

 

5.

Проявление творчества во время выполнения задания и групповых упражнений

 

 

 

6.

 

 

 

 

В этом году я буду:

1.

2.

3.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Чего  хочу добиться

(цель деятельности)

Как я смогу этого добиться

Какие у меня есть проблемы

Что я буду делать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ Б

В этой части дневника тебе предстоит собрать данные о твоих индивидуальных способностях. На специальных занятиях в группе будет проведено тестирование, которое выявит способности, в наибольшей степени обеспеченные твоими природными задатками.

В качестве социального проекта  в этой части тебе предлагается попробовать себя в различных видах деятельности, требующих проявления способностей. Постарайся проанализировать насколько такая деятельность интересна и доступна тебе, могут ли этот интерес, эти способности лечь в основу твоей будущей профессиональной деятельности и карьеры.

  1. Попробуй определить, что ты можешь (на что способен) в наибольшей степени в настоящее время и запиши в таблицу.

 

Лучше всего я умею

Я не очень хорошо умею

Больше всего я хочу научиться

Что мне для этого надо

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

  1. Опишите в нескольких предложениях, как твои умения (из 1 столбца) могут быть использованы для улучшения твоей жизни и окружающего мира в целом _____________________________________________________________________________________

 

Тип способностей

Уровень проявления

Рекомендации себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Диаграмма роста способностей

Срок

Вид деятельности по развитию способностей

Достигнутый уровень

Первоначальная оценка способностей

 

 

1 месяц

 

 

2 месяц

 

 

3 месяц

 

 

4 месяц

 

 

5 месяц

 

 

6 месяц

 

 

7 месяц

 

 

8 месяц

 

 

9 месяц

 

 

10 месяц

 

 

11 месяц

 

 

12 месяц

 

 

  1. Мои достижения (реализация моих способностей)

Дата получения

Какая деятельность отмечена

Чем отмечен (награжден)

Примечание (значение дальнейшего развития)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Ориентация на местности»

(поиск вариантов развития и применения индивидуальных способностей)

 

  1. Укажи тип способностей, которые ты считаешь необходимым развивать у себя____________________________________________________________________________
  2. Опиши уровень твоих способностей _______________________________________________________________________________
  3. Опиши уровень желаемых способностей и результатов деятельности, которой они могут способствовать ________________________________________________________________________________
  4. Проведи «ориентацию»,  расспросив школьных педагогов, друзей, позвонив  в различные клубы и культурно-образовательные учреждения, и узнай, какие существуют варианты развития твоих способностей. Посмотри на школьном информационном стенде расписание школьных кружков и спортивных секций. Запиши адрес, контактный телефон и условия работы таких объединений.

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________

4)______________________________________________________________________

5)______________________________________________________________________

6)______________________________________________________________________

7)______________________________________________________________________

8)______________________________________________________________________

  1. Определи цели твоего участия в выбранном объединения.
  2. Опиши, какие шаги для самостоятельного развития ты предпримешь (чтение специальной литературы, специальные учреждения, просмотр телепередач, тренинг, занятия с родителями и т.д.)______________________________________________________________________________
  3. Определи время (дни недели) часы, которые ты будешь использовать для развития своих способностей.

Понедельник

 

Среда

Пятница

Воскресенье

Вторник

 

Четверг

Суббота

Дополнительно

  1. Запиши имена и телефоны людей, с которыми тебе предстоит сотрудничать во время данной работы:

- руководитель кружка

- библиотекарь

- программный администратор

- другие помощники

9. Определи возможные результаты деятельности на год ______________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Что оценивается

Собственная оценка

Комментарии и оценка педагога

Интерес к работе

 

 

Умение работать в группе

 

 

Умение работать самостоятельно

 

 

Творческие проявления

 

 

Активность в работе

 

 

Изменения в личностных проявлениях

 

 

ЧАСТЬ В

В этой части дневника развития ты будешь собирать материалы о том, как ты воспринимаешь окружающий мир. Мы надеемся, что, работая на занятиях в группе, ты научишься полностью использовать слух, зрение. Обоняние в этих поисках…И может быть, ты сумеешь найти багряный среди вороха красных листьев, ощутить полынь среди запахов летнего разнотравья, ощутить атлас лепестка розы.

1. Опиши конкретную музыку, цвет одежды, запах, вкус, которые помогут тебе влиять на настроение. Это возможно, если ты будешь постепенно пробовать все более разнообразные ощущения.

Болезнь

Рекомендуемые процедуры

Цвет

Вкус, запах

Звук

Когда мне грустно

 

 

 

Когда мне страшно

 

 

 

Когда я возбужден

 

 

 

Когда я злюсь

 

 

 

Когда я раздражен

 

 

 

  1. Я люблю …

Опиши, что больше ты любишь из запахов, из пищи, из музыки…

1)

2)

3)

4)

4. Я не люблю…

Опиши, что больше всего не любишь из запахов, из пищи, из музыки…

1)

2)

3)

4)

5. Цветок красок мира

Вырежи из бумаги как можно больше лепестков цветов, которые тебе нравятся. Постарайся заметить в природе, окружающем мире, найти в книгах различные «краски». Подпиши их на вырезанных лепестках и сложи цветок.

(Чем больше красок, тем больше твоя наблюдательность).

Оценочный лист

Какие цели я ставил в начале работы

Чего сумел достичь, чему научился

Что пока не удалось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ Г

В этой части дневника развития тебе предстоит собрать материалы с информацией о твоих чувствах, эмоциях и настроении. Работая в группе и самостоятельно тебе предстоит узнать о том, какие вообще существуют эмоции и чувства, почему они возникают, как они влияют на человека и его отношения с другими людьми.

1. Для каждой эмоции существует свой рецепт. Подумай и запиши наиболее мешающие и значимые для тебя эмоции и чувства. Во второй колонке придумай запиши средства, измеряющие эту эмоцию

Чувства или эмоции

Способы контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выбери 5-15 эмоций, наиболее часто переживаемых тобой и запиши их в первый столбик, запиши, какие  + и – были в том, что эти эмоции овладели тобой, как реагировали окружающие и др.

Чувство или эмоция

Причина возникновения

Последствия проявления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вспомни и запиши все чувства и эмоции, которые ты когда-либо испытывал, и их внешние проявления

Буква

Испытываемое чувство

Внешние проявления

А

 

 

Б

 

 

В

 

 

Г

 

 

Д

 

 

Е

 

 

Ж

 

 

З

 

 

И

 

 

К

 

 

Л

 

 

М

 

 

Н

 

 

О

 

 

П

 

 

Р

 

 

С

 

 

Т

 

 

У

 

 

Ф

 

 

Х

 

 

Ц

 

 

Ч

 

 

Ш

 

 

Э

 

 

Ю

 

 

Я

 

 

5.

1. Выдели и опиши  несколько проблем в окружающем тебя мире, которые вызывают у тебя негативные эмоции и запиши их

1)

2)

3)

4)

5)

2. Выбери одну проблему, которая для тебя наиболее актуальна______________________________________________________________________________

3. Опиши причину существования этого «негатива» ______________________________________________________________________________________

4. Подумай, как можно изменить эту ситуацию, какую эмоцию нужно включить

______________________________________________________________________________________

 

  1. Подумай и кратко опиши, как это можно сделать

______________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ Д

ОБРАЗ «Я»

Ты приступаешь к заключительной части своего дневника. Тебе стоит собрать, обобщить, проанализировать и представить все, что ты открыл за время участия в программе в своем «Я». Постарайся как можно полнее и честнее описать эту часть книги.

 

1. Перспективы развития

Постарайся как можно полнее и реалистичнее поставить цели и наметить возможные перспективы своего развития на будущий год.

Цели (я хочу)

Необходимая деятельность

«Я буду»

Как это сделать

 

 

 

Людей.

2. Эссе «Мой личностный рост»

Постарайся ярко, эмоционально и точно описать, как ты шел к совершенствованию в этом году, используя план:

  1. Краткая характеристика личности (класс, возраст, увлечения, интересы)
  2. Поставленные цели и задачи развития (проблемы, которые предстояло решить)
  3. Какая деятельность и работа использовалась в программе
  4. Какие люди помогали в решении вопросов
  5. Какие вопросы и как решались через самообразование
  6. Какие книги, передачи помогли
  7. Какая специальная деятельность помогла
  8. Какие достижения за год
  9. Имеющиеся социальные связи и контакты
  10. Самооценка развития
  11. Оценка других

3. Аналитическая форма «Чему я научился»

Постарайся, как можно точнее сформулировать все позиции таблицы, вспоминая, чему ты смог научиться и узнать за год.

Новые знания, умения, навыки

Как приобретены

Чем помогли в самообразовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мои общие достижения за год

В эту часть дневника собирай все свидетельства твоих достижений за год (сертификаты, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, характеристики от участников и организаторов и др.).Зафиксируйте все свои достижения в данном бланке.

Где участвовал, что сделал

Результат

Средство результатов

 

 

 

ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Социальный проект.

С.П. Должен содержать следующую информацию:

1. Ф.И.О. автора

2.Возраст (дата рождения, др. информация, связанная с датой рождения)

3. Выявленные и проявленные способности, навыки и умения.

4. Личные увлечения

5. Описание промежуточных проектов (цели, ход, содержание, результаты, отзывы)

6. Достижения (благодарственные письма, грамоты и т.д.)

7. Фото, автобиография (по желанию)

8. Анализ личностного роста (чего  достиг, что изменилось в жизни, в учебе, во взаимоотношениях с окружающими, близкими людьми)

9. Другая интересная информация.

Рассмотрены пять тем для работы с подростками над их проблемами, в которые входят 10 упражнений. Предложенные темы применяются в работе психолога, социального педагога, воспитателя социально-педагогических учреждений. Упражнения подобраны таким образом, что не требуют больших материальных затрат, доступны подросткам с разным уровнем психического и интеллектуального развития, могут проводиться как в группе, так и индивидуально.

Тема 1. Определение проблемы.

Упражнение 1. Позитивные и негативные круги.

Цели: проследить причины проблемы взаимодействия. Помочь молодым людям осознать связь между их поведением и его последствиями. После этого с помощью упражнения найти положительное решение для данной ситуации.

Материалы: бумага и ручка.

Задание: Обрисуйте типичную ситуацию, в которую может попасть подросток, например семейную ссору. Детально проследите течение спора с начала до конца и попробуйте определить, с какого момента спор начинает идти «по кругу». Постройте диаграмму, отражающую круговое развитие спора. У вас получился «негативный круг». Попробуйте создать «позитивный круг», т.е. найти иной подход к проблеме, когда ситуация в целом может стать более позитивной.

Предложение: С помощью разноцветных ручек или карандашей выделите ступени развития спора: где подросток еще контролирует себя и где он выходит из-под контроля.

Тема 2. Взгляд на себя.

Упражнение 2. Карточки-характеристики.

Цели: Определение молодым человеком взгляда на самого себя, осмысление того, как другие оценивают его характер.

Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе.

Материалы: Колода карточек–характеристик – большое количество небольших карточек с написанными на них прилагательными, описывающими различные черты характера (приведены в приложении №1), ручка и бумага для записи отобранных карточек.

Индивидуальное задание:

  1. Молодой человек просматривает карточки и отбирает те из них, которые, по его мнению, описывают его характер. Обсудите каждую из них и запишите на отдельный лист бумаги: почему подросток думает, что он именно таков? Какие бы карточки выбрала его мать (друзья) и т.д.? Выберите карточки, которые описывают вас лично, разные стороны вашей личности, объясните положительные и отрицательные качества.
  2. Подросток прислоняется к большому листу бумаги (рулону обоев) и вокруг него обрисовывается контур его тела. Затем внутри этого контура молодой человек дорисовывает лицо, волосы и одежду, после чего на получившееся изображение прикалываются выбранные карточки. Проделайте то же упражнение сами.

Групповое задание. На листках бумаги напишите имена всех участников группы, листки заверните и положите в шляпу. Один из участников вынимает листки, читает про себя имя, но другим его не сообщает. Затем он выбирает карточки-характеристики, которые, на его взгляд, описывают выбранного человека. Каждый из членов группы делает предположение на основе данной характеристики, кто бы это мог быть. После того как каждый высказал свое мнение, зачитывается имя, написанное на листке бумаги. Человек, чье имя оказалось на листке, может высказать свое мнение по поводу выбранных ведущим карточек-характеристик: насколько выбор был верным или неверным и почему. Можно учредить приз тому, кто сделал наиболее точное предположение.

Предложение: Групповое упражнение может проводиться как на ранних этапах работы с группой (для установления первого впечатления группы друг о друге), так и тогда, когда члены группы уже довольно хорошо знают друг друга.

Тема 3. Чувства.

Упражнение 3. Анкета

Цель: Помочь молодому человеку обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.

Материалы: Бланк экземпляра анкеты (см. приложение№2) и ручка для ее заполнения.

Задание. Как можно подробно заполните анкету (приложение №2).

После проводиться беседа об одиночестве. Вопросы к беседе:

  1. В каких ситуациях человек чувствует себя одиноким?
  2. Как ты думаешь, часто ли люди чувствуют себя одиноко?
  3. Долго ли длиться это состояние?
  4. Кто чаще чувствует себя одиноко: дети или взрослые? Почему?
  5. Что чувствует одинокий человек?
  6. Как он себя ведет?
  7. Может ли человек одиноко себя почувствовать в семье? Почему?
  8. Может ли ребенок почувствовать себя одиноко среди других людей? Почему?
  9. Чувствовал ли ты себя одиноко?
  10. Когда ты чувствовал себя одиноко?
  11. В каких ситуациях ты чувствуешь себя одиноко?
  12. Может ли одинокий человек стать не одиноким?
  13. Что для этого нужно?

Анкета представлена А.Л. Лихтарниковым ( СПб, издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2001 г.С21-22).

Упражнение 4. Мои лица.

Цель: Помочь молодому человеку обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.

Материалы: Бланк с рисунками (приложение №3) и фломастеры.

Задание: Дорисуйте картинки так, как предложено. Обсудите результат.

Предложение: Дискуссия может направляться с помощью следующих вопросов: «Когда у тебя такое лицо?», «Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно?» и т.д. или «Как бы ты выразил мне свои переживания?», «Предпочитаешь ли ты держать свои чувства в себе или выражаешь их?»

Упражнение 5. Термометр раздражения.

Цели: Обратить внимание на раздражение и злобу как на чувства, превалирующие у подростков в критических ситуациях и часто используемые ими для того, чтобы скрыть другие переживания, более сложные в выражении (например, печаль или неприятие). Помочь подросткам определить причины их раздражения и его корни, используя при этом термометр (для обсуждения того, какие проблемы рождает раздражение в их повседневной жизни и как можно с этим бороться).

Материал: картинка термометра.

Задание: Объясните, что в отличие от более общих заданий, которые выполнялись до этого, это упражнение концентрирует внимание на одном, всем присущем чувстве – раздражении (злобе).

Идея заключается в том, что раздражение подобно температуре. Отметьте вместе с молодым человеком на картинке термометра температуру 00С (состояние покоя и полного контроля над собой) и 1000С (точка, когда мы «закипаем», наши эмоции выливаются наружу и теряется контроль над собой).

Предложите подростку подумать над тем, как он становиться раздражительным, и оцените, какие проходит при этом ступени (отражайте их на схеме термометра). Сначала сконцентрируйтесь на промежутке от 0 до 250С, когда подросток начинает чувствовать себя несправедливо обиженным. Около термометра – в соответствующем промежутке – подросток должен написать, когда и в каких ситуациях он чувствует, что к нему необоснованно придираются и несправедливо его третируют.

Затем проделайте то же по всем остальным ступеням.

Обсудите проделанное.

Предложение: Проделайте работу, используя термометр для собственных переживаний, это поможет установить контакт с подростком и даст почву для полезных сравнений. Обратите особое внимание на уровень «кипения» при температуре 1000С, когда человек теряет над собой контроль.

Обсудите, как проявляется злость, что люди при этом делают?

Упражнение 6. круги взаимоотношений.

Цель: помочь подросткам распознать многие различные чувства и объяснить, почему они сложные. Помочь подросткам осознать взаимоотношения (позитивные и негативные) с окружающими их людьми. Научить подростков обсуждать свои сложные переживания.

Это упражнение полезно при работе с подростками, подвергшимися насилию: оно может помочь им разобраться в своих неоднозначных чувствах по отношению к насильнику.

Материалы: Большие листы бумаги и разноцветные фломастеры.

Задание: 1. Вы вместе с подростками пишите (каждый на своем листе) как можно больше слов, обозначающих чувства, их оттенки, переживания и т.д. Когда ваша фантазия истощится, каждый по очереди зачитывает то, что он написал. Обратите внимание на то, какие чувства у вас совпали, а какие нет. Сконцентрируйте внимание подростка на чувствах, которые являются смешением позитивных и негативных переживаний.

2. На отдельном листе бумаги подросток рисует круги так, как показано на рисунке:

Пусть подросток вспомнит тех, кто играл или играет важную роль в его жизни. Необходимо подчеркнуть, что роль могла быть как позитивной, так и негативной. Подросток может включить в этот список также людей, умерших или находящихся где-то далеко.

После этого подросток должен распределить имена по кругам в зависимости от «близости», которую он ощущает к данному человеку. Вы можете обсудить с подростком, как каждого человека, так и всю получившуюся диаграмму в целом.

3. На другой стороне листа бланка с «кругами взаимоотношений» подросток записывает те чувства, которые испытывает к наиболее близким людям. Ему могут помочь слова, обозначающие чувства (см. п. 1).

Обсудите проделанную работу.

Предложение: Примите непосредственное участие в упражнении, что облегчит подростку общение с вами. Это довольно сложное, но эффективное упражнение. Для некоторых подростков даже написать имя своих обидчиков или насильников может представлять почти невыполнимое задание. Это упражнение может потребовать очень длительного времени.

Упражнение 7. Написание писем.

Цель: Переживание и обновление собственных чувств с помощью их описания. Написание письма как процесс очищения (катарсис).

Материалы: Бумага и ручка.

Задания: 1. Написание письма кому-то другому. Это особенно эффективно при приступах злости и раздражения или в ситуации печали и страдания.

Письмо  может выражать как позитивные, так и негативные чувства; молодой человек может в нем выразить все, что угодно. В принципе совсем не обязательно отсылать письмо тому, кому оно писалось, хотя в некоторых случаях это было бы уместным (но в любом случае не черновик).

2. Написание письма самому себе. Можно писать самому себе в настоящем времени или использовать концепцию «ребенка, которым я когда-то был», обращаясь к нему, как к отдельному лицу.

Таким образом можно привести собственные чувства в порядок, успокоить себя (например, «в том, что случилось, нет твоей вины…» или «взрослые более сильные, они, а не ты решили, чтобы все произошло так, как случилось») и обнадежить.

Предложения: Перед тем как приступать к этому упражнению, необходимо провести предварительную работу. Упражнение окажется чрезвычайно действенным, если использовать его в подходящее время. Описание чувств для других или для самого себя – это подготовка к осознанию позитивного восприятия и прямому выражению собственных переживаний.

Письменные упражнения особенно полезны при работе с подростками, подвергшимися сексуальному насилию.

Тема 4. Взаимоотношения

Упражнение 8. Автобус.

Цель: Помочь молодым людям определить взаимоотношения с окружающими их людьми.

Материал: рисунок автобуса (приложение №4)

Задание: Подросток выбирает тех людей, которых хотел бы взять в поездку на автобусе, и решает, в каком порядке он бы их рассадил. Представляет интерес, как он распределит людей и в качестве кого видит самого себя: водителя? Контролера? Кем-то на заднем сидении? Сидящим отдельно? И т.д.

Важно выслушать все ответы подростка и его рассуждения, чтобы правильно понять его и помочь ему в дальнейшем найти наиболее значимых взрослых, сверстников, близких.

Упражнение 9. Дача.

Цель: Та же, что в упражнении 8. Упражнение полезно проводить после упражнения 8.

Материалы: Экземпляр бланка картинки для каждого подростка (приложение №5), фломастеры или цветные карандаши.

Задание: Подросток представляет себе, что у него есть дача, на которой собрались, отдыхают и развлекаются самые разные люди. Попросите, чтобы он перечислил всех людей, которых он хотел бы там увидеть. На даче есть два домика, в которых могут расположиться гости. Подросток должен распределить, кто в каком домике будет жить, и написать их имена. Можно предложить написать имена карандашами разного цвета.

Предложение. С помощью этого упражнения определите кого из людей подросток считает, что должен взять, а кого действительно хочет видеть на этой даче

Тема 5 Прошлое – настоящее – будущее.

Упражнение10 Метафора.

Цель: Через иносказание помочь подросткам проанализировать ситуацию, в которую они попали, обдумать линию своего поведения и решиться на изменение своей жизни.

Материалы Творческий подход!

Задание: Приведите примеры возможных метафор. Например:

  1. «Корзина с мусором» - иллюстрация того, как прошлое воздействует на настоящее. Объясните, что в наших головах находиться «корзина», в которую мы складываем «мусор» (воспоминания, мысли и чувства, причиняющие нам в прошлом боль и страдания). Если мы не вычистим эту корзину, то мусор будет постепенно накапливаться до тех пор, пока не начнет вываливаться через край, создавая тем самым проблемы в настоящем. Это всегда происходит в самый неподходящий момент – когда мы меньше всего этого ожидаем! Чтобы этого избежать, необходимо «вытряхивать» время от времени свою корзину. Это довольно сложная задача, но в конце концов результат может значительно облегчить нам жизнь.
  2. «Замок» - иллюстрация того, как многие молодые люди замыкаются в себе. Они любят строить вокруг себя замки, вырывать перед ними глубокие рвы и «поднимать мосты», никого и ничего не допуская внутрь. Необходимо  подумать, почему так получается, когда подросток начинает это строительство, и есть ли пути, по которым все же можно проникнуть за стены замка, т.е. может ли подросток снова доверять людям. Можно начать хотя бы с того, что «открыть все окна в замке и опустить мост через ров».
  3. «Кирпичная стена» - препятствия во взаимоотношениях людей. Что символизирует стена? С чем можно соотнести каждый кирпичик этой стены? Как можно разрушить стену?
  4. «Цветы» - необходимость в проявлении заботы и нежной любви. Поговорите  о том, как много необходимо цветку, чтобы быть здоровым и хорошо расти, например, ему нужна вода, подходящие условия, солнечный свет, постоянная забота о почве и т.д. Что происходит, если цветок не получает всего, что ему необходимо? Что может произойти с ребенком?

Заключение: Я привела лишь несколько примеров упражнений, которые помогу специалистам работать с подростками. Наши возможности безграничны, а подростки и дети с радостью поддержат любые ваши идеи, которые могли бы описать многие сложные проблемы и объяснить их.

 


 

Приложение №  2

Карточки–  характеристики для самоидентификации.

Эгоист

Несчастливый

Нервный

Трудолюбивый

Щедрый

Дружелюбный

Счастливый

Ленивый

Застенчивый

Сообразительный

Разговорчивый

Хладнокровный

Пугливый

Агрессивный

Восторженный

Злой

Тихий

Остроумный

Шутник

Крутой

Глупый

Бестолковый

Милый

Слабый

Высокомерный

Нечистоплотный

Подтянутый

Чистоплотный

Вежливый

Задумчивый

Чувствительный

Лидер

Аккуратный

Сочувствующий

Болезненный

Энтузиаст

Умеет слушать

Грубый

Привлекательный

Некрасивый

Умный

Напористый

Честный

Врун

Приложение №3

Анкета.

  1. Я счастлив, когда…
  2. Я печалюсь, когда…
  3. Я злюсь, когда…
  4. Я выхожу из себя, когда…
  5. Я в нерешительности, когда…
  6. Я смущаюсь в случаях…
  7. Мне не по себе, когда…
  8. Мне страшно…
  9. Я абсолютно уверен в себе в случаях, когда…
  10. Я могу гордиться собою, когда…
  11. Мне тяжело на душе, когда…
  12. Я теряюсь, когда…
  13. Я ощущаю собственную значимость, когда…
  14. Я обижаюсь, когда…
  15. Я чувствую себя сильным и смелым, когда…
  16. Я плачу…
  17. Я смеюсь…
  18. Я нервничаю…
  19. Мне больно …
  20. Я чувствую себя хуже некуда, когда…

 

 

Приложение № 4

Мои лица.

 

Приложение № 5

Автобус.